Свой первый бокс я cделал случайно
Андрей Заец г.Донецк


       

       Занятие подводной видеосъемкой довольно дорогое удовольствие. При стоимости бокса в цену, равную в стоимости 3 цифровых камер, занятие подводной видеосъемкой накладывает ограничение для занятием подводной видеосъемкой основному количеству простых людей.
       Я не отношусь к категории обеспеченных людей, которые могут себе позволить приобрести фирменное подводное оборудовании. Но занятие подводным плаванием привело к тому, что захотелось всю красоту подводного мира показать друзьям и родственникам. Что то я мог сделать руками. Что то могли помочь сделать друзья.
       После знакомства с опытным подводным оператором Игорем Резником и, рассмотрев его бокс(производства ребят из Харькова), я понял, что смогу осилить изготовление бокса. Это описание я подготовил для коллег, которые не могут приобрести фирменное оборудование, но имеют желание снимать под водой. При грамотном исполнении можно обзавестись недорогим, удобным и надежным боксом практически под любую видеокамеру. А после того, как Panasonic выпустила линейку недорогих (порядка 500 уе) цифровых камер в таком исполнении, что реально сделать бокс диаметром 110 мм и весов в 2-3 кг. Мечта любого подводника.
       Свой первый бокс я сделал случайно. У меня не было еще своей камеры, но я уже усиленно занимался подводным плаванием и имел боксированный зенит. Друг Серега ,имеющий камеру, разделял мои стремления запечатлеть подводный мир и был не против забоксировать свою камеру(правда под мою ответственность).У меня был набор походных котелков ,сваренных из нержавейки. Вот один из них идеально подходил под изготовление бокса (камера была Panasonic A3).Посоветовавшись с более бывалым товарищем по поводу герметизации я решил на котелок сделать флянец из нержавейки с резиновым кольцом для герметизации (так называемый O-ring).Повезло сразу найти спеца ,у которого нашлась заготовка(это обычно самая большая проблема при изготовлении бокса).И за небольшую плату был изготовлен флянец с иллюминатором. Аргонной сваркой мне приварили его на котелок. Просмотрев, как под Panasonic делали органы управления харьковская команда, я сделал один поворотный рычаг на включение камеры и rec-pause и второй на управление зумом. Первый рычаг сделан в виде двух штырей на одной оси(под 90 градусов),на одном небольшой пятачек. У первых камер Panasonic клавиша включения откидывалась и открывался доступ к кнопке записи. Так вот, штырем с пятачком клавиша откидывалась и им же запускалась запись-пауза. Если камеру нужно было отключить в дело вступал второй штырь. Проворачивая снаружи по оси рычаг- он откидывал клавишу в исходное положение и камера отключалась.
       Втрой рычаг -управления зумом был изготовлен в виде длинной вилки. Когда камера заежала в бокс, он попадал на клавишу зума. Этот бокс прослужил мне верой и правдой несколько лет.


       Пока я не приобрел собственную камеру.
       В процессе эксплуатации и анализа работы с боксом я сделал несколько выводов по поводу проектирования и изготовления бокса. Все это конечно сугубо мое мнение.
       1.Бокс не должен быть очень тяжелым.
       Я немного поснимал фирменным соневским боксом и был неприятно удивлен очень тяжелым сухим весом (около 14 кг).Под водой он конечно уравновешен, но до нее еще нужно дойти и иногда это превращается в проблему(подводники поймут- только одно снаряжение весит немало, а тут еще лишних пару десятков кг).
       2.уплотнения должны быть супернадежными и быстро разъемными(без применения инструментов).На моей практике мне приходилось пробкой вылетать из воды и на берегу быстро открывать бокс и выливать воду. Хорошо хоть камера не пострадала.
       3.Очень удобно, если камера крепится сначала к транспортной платформе и аккуратно по салазкам, закрепленным внутри бокса, заезжает внутрь. Сразу же проверяются, как попали все органы управления на свои места. После этого бокс герметично закрывается.
       4.Для контроля герметичности хорошо иметь сигнализацию. Я эту проблему решил просто- вкрутил автомобильный ниппель с колпачком. Собрал бокс-пару качков насосом (больше не нужно - давление нужно чуть-чуть избыточным, а то выдавит иллюминатор) и в воду. Для уплотнений самые неприятные первые пару метров .На большой глубине все хорошо обжимается, а сверху возможны протечки. Если где то нарушена герметичность, то это сразу просигнализирует цепочкой пузырьков.
       5.Удобные рукоятки по бокам бокса (желательно в центре тяжести, иначе руки в процессе съемки сильно устают в борьбе с креном) и сверху. Верхняя ручка удобна для транспортировки или съемки одной рукой. На боковые рукоятки можно навешивать осветители. А снизу контейнеры с аккумуляторами.
       6.При проектировании желательно вес распределять по всей длине бокса (потом проще уравновешивать в воде). У моего первого бокса был тяжелый передний флянец и только отпустишь в воде, он клевал вперед. Я вышел из положения тем, что навесил назад свинцовый груз в 1 кг. Одновременно сделал нейтральную плавучесть и убрал сильный дифферент вперед.
       7.Передний иллюминатор желательно делать съемным и центровать по оптической оси объектива камеры.
       Можно в идеале потом поставить сферу( это вообще солидно получиться, но дороговато).Очень удобно в обслуживании. Пыль протереть или вымыть от соли. Он герметизируется в теле бокса кольцом(O-ring) на силиконовой смазке.
       8.Если на камеру нет штатной широкоугольной линзы, можно для удешевления стоимости изготовить ее из обычной очковой линзы(-12-15).Подобрать оправку от светофильтра (на мою камеру подошла от ФЭДа) и в ближайшей очковой мастерской вам вставят в нее линзу.
       9.Органы управления и их размеры должны быть расположены так, чтобы не снимая рук, можно было манипулировать камерой даже в толстых рукавицах. Я на своем боксе все делаю большим пальцем правой руки в толстых 5 мм рукавицах.
       10.На боксе нежелательны отсоединяющиеся детали. Любой болт или гайка, которые можно открутить и потерять в камнях обязательно открутятся и потеряются. Защелки для задней крышки в этом плане предпочтительней.
       11.Ну и последнее. Камеру в боксе на солнце лучше не оставлять- при нагреве избыточное давление может выдавить иллюминаторы и потом при погружении можно утопить камеру (это реальный случай).
       Теперь я расскажу, как я сделал свой бокс.
       Выбор и подбор материалов играет очень важное значение.
       Для работы в агрессивной среде подходят не все материалы. Вес тоже накладывает свои ограничения. Я остановился на самых легких металлах- аллюминий, титан и нержавеющая сталь. Аллюминий считается самым удачным для изготовления бокса. Но я не смог найти заготовки, да потом защищать от коррозии нужно было. Нержавеющая сталь хорошо обрабатывается и потом можно аргоном все аккуратно сварить. Но места сварки потом необходимо полировать, потому что сварка выжигает легирующие элементы и нержавейка становится ржавейкой. И при подборе металла необходимо все делать из одной марки (я знаю ее как пищевую) По этой причине я чуть не утопил камеру.
       Я уже снимал пол года и горя не знал. Тут приехал на море. Погрузились для съемки, и через 20 минут съемок я обнаруживаю в боксе воду. Я пробкой наверх- и успел вовремя: камера закреплена внутри так ,что не касается стенок и вода не успела попасть в камеру.
       Я слил воду, камеру подсушил и мои подводные съемки в тот раз закончились. Бокс проржавел в месте сварки.
       Титан ,как материал, я считаю самым удачным. Но у него есть несколько проблемных мест. Самое неприятное в том, что титан сам не гниет, но все, что рядом с ним сильно подвержено коррозии. Поэтому, если выбор материала за титаном, из титана должно быть сделано все, до последнего болтика. Если не удастся найти готовую трубу, нужного диаметра, титановый лист выгибают в валках. Мне попала не очень удачная марка титана. Согнуть ее не удалось. Пришлось разогревать и погорячему гнуть.
       
Для герметизации флянца я выбрал немного другое уплотнение. Это не я придумал, а подглядел на конструкции бокса харьковского производства. Я считаю для этой цели самым удобным. На заднюю крышку одето круглое кольцо(я его подобрал на авторынке. Говорят, что используется на гидравлике в Камазах). Сзади в тело бокса вварено посадочное кольцо в виде обратного конуса(проточка под 45 градусов).При закрывании бокса происходит самоуплотнение. Важно что можно проконтролировать состояние уплотнения при закрытом боксе(просто посмотрев сбоку и проверив одинаковый просвет со всех сторон по уплотнению). И при погружении, чем сильнее давление воды, тем лучше оно работает. Фиксация флянца может быть реализована разными способами. Я фиксирую флянец 3 винтами, расположенными под 120 градусов. Немного громоздко, но проще в изготовлении. Удобно было бы сделать на защелках, но они сложнее в изготовлении. Хотя следующий бокс я наверно сделаю с защелками.
       У меня камера JVC и у нее включение реализовано так. Поворотная клавиша включает камеру, а кнопка по центру запускает запись-паузу. Я сделал платформу, на которой закрепляется камера. На ней закреплена небольшая конструкция, передающая все управление камерой на штыри(см схему).
В тело бокса вварены посадочные отверстия(слесаря называют их бонками). В них вставляются поворотные рычаги. Герметизация реализована в виде двух колечек в канавках(o-ring)(см рис).

       На платформе камера закрепляется жестко. Стоят ограничители, чтобы не скрутить лишнего.
       Камера включается поворотом одного рычага, а запись-пауза небольшим нажатием второго. Все рычаги достаются одним пальцем не снимая рук с рукояток бокса.
       Для лучшей балансировки бокса я сделал переднюю стенку в виде цельнопроточенной детали с посадочным отверстием для иллюминатора. Получается так, что вес распределен по всей длине бокса и иллюминатор закреплен параллельно объективу камеры.
       Рукоятки закреплены на хомуте, охватывающем бокс. Сверху можно закрепить осветители, а снизу к ним контейнеры с аккумуляторами.
       Герметизация иллюминатора реализована на тех же колечках(см рис). Стекло в иллюминаторы я сделал просто. В стеклорезке мне вырезали кусок хорошего стекла(обычное оконное, только идеально прозрачное ,без искажений и вкраплений).Я брал иллюминатор и шел в оптику. Там мне мастер подгонял стекло по размеру иллюминатора. Потом силиконовым автогерметиком (прозрачный ) я аккуратно вклеивал стекло. Для исключения попадания на стекло герметика, я перед установкой закрывал его скотчем. После застывания герметика скотч аккуратно удаляется и…перед вами чистый иллюминатор. Задний иллюминатор под видоискатель сделан так же, только он не съемный.
       Все уплотнения промазывается силиконовой смазкой.
       При работе на выезде часто бывают проблемы с питанием. Штатного аккумулятора хватает не надолго. В боксе хватит места для дополнительного, большей емкости.

       Я еще на дальние поездки летом беру солнечную батарею (в наших местах солнца предостаточно) и прекрасно подзаряжаю аккумуляторы.
       Буду рад, если мой опыт пригодиться коллегам по увлечению.
(c)ДОМ РЫБАКА - 2003