Зимняя подводная охота в средней полосе России
В. Виноградов, журнал “Рыбачьте с нами” №12/2000 


    Безопасная зимняя подводная охота допустима только на участках рек с довольно быстрым течением и, главное, открытой водой. По большей части такое возможно ниже плотин водохранилищ, в местах, где относительно теплая (до +4°С) вода не покрыта льдом. Там же, где она остывает до 0°С, начинается образование льда и наши охотничьи угодья заканчиваются. Охотиться подо льдом чрезвычайно опасно.

    В последние годы в Подмосковье зимы выдаются теплые, и многие километры Москвы-реки, Рузы, Озерны, Клязьмы, Учи и других небольших рек ниже водохранилищ не покрываются льдом. Вода становится прозрачной, ибо с похолоданием отмирают и оседают на дно различные микроорганизмы. Кроме того, ветер не перемешивает слои воды на водохранилищах и она не взмучивается - лед мешает. О зимней подводной охоте именно в таких местах и пойдет речь.

    Подводные обитатели, в том числе и рыба, зимой ведут менее активный образ жизни, нежели летом. Некоторые карповые даже зарываются в ил и несколько месяцев проводят в такой добровольной темнице. Объясняется это не только воздействием на рыбу низкой температуры воды, но и отсутствием необходимого корма в нужном для активной жизни количестве. Хищникам зимовать много легче. Но и они испытывают лишения, так как используют по большей части засадный метод охоты, а их потенциальные жертвы, как мы уже говорили, не очень-то разгуливают по водоему. Поэтому встречающиеся зимой крупные щуки не так пугливы и обычно подпускают охотника на выстрел, а тела их, зачастую, покрыты илом и увешаны десятками маленьких пиявок.

    Как известно, с наступлением холодов в реках и озерах отмирает большая часть водной растительности. Небольшие реки, от берега до берега заросшие летом рдестом и кувшинками, к зиме очищаются от них. При этом скорость течения увеличивается. Подводному охотнику противостоять потоку порой не удается: мощности ласт не хватает, а очень большие нагрузки на ноги приводят к судорогам. Охотиться классическим летним методом, то есть плывя вверх по реке против течения, подныривая и заглядывая под густые заросли рдеста, не получается. Да и необходимости нет, так как в прозрачной воде при отсутствии растительности все видно, как на ладони.

    Впрочем, "отсутствие растительности" - это небольшое преувеличение. Редкие, тонкие и длинные стебли речного рдеста то там, то здесь сохраняются. И достаточно дюжине таких "веревочек" оказаться в одном месте, как жди встречи со щукой. Очевидно, тонкие и длинные хищницы наилучшим образом маскируются под пучком такой же тонкой и длинной, склоненной течением и вытянутой вдоль дна растительности. Чем гуще трава, тем больше шансов встретить рыбу. И не только щуку, но и плотву, и язя, и окуня.

    Окунь любит забиться в сплетение отмерших и живых растений, которые стелются иногда по самому дну. Плотва тоже прячется под такие "космы", да так, что пока их не поднимешь - не догадаешься о присутствии рыбы. Еще любит плотва притулиться к крупным камням и валунам, лежащим на дне бревнам или автомобильным скатам, возле которых течение вымывает углубления и ослабевает.

    Только у одной рыбы зимняя активность превосходит летнюю. Это налим - единственный пресноводный родственник всем известной трески. Он даже нерестится в разгар зимы.

    По Правилам рыболовства Москвы и Московской области в нерестовый период (с 15 декабря по 15 января) добыча налима любыми снастями запрещена. Только в феврале добываемые охотниками налимы уже пусты - не имеют икры и молоки.

    В прошлые годы в небольших ямках, в старых ондатровых норах, под мусором и досками на дне, частично зарывшись в ил, кучками зимовали озерные лягушки. Теперь их нет. Все убито "рыболовами" - электроудочниками. Впрочем, это отдельная неприятная тема.

    Итак, подводный охотник тем или иным образом оказался у парящей зимней реки. Причем если "тем" – это автомобилем, то "иным" - значит своим ходом: троллейбусом, электричкой, автобусом, пешком. А на талии, между прочим, пудовый грузовой пояс, за спиной - рюкзак со снаряжением, весом как минимум в 15 кг. Бывало, в двадцатиградусный мороз пробираемся мы по глубокому, нехоженому снегу к берегу реки, на усах и бровях иней и лед намерз, а из-под курток пар валит.

    Когда мороз, да еще сильный, первым делом организуем на стоянке у реки костер. Около него процесс переодевания и облачения в сухой гидрокостюм намного приятней. Несколько шерстяных костюмов под резиновым позволяют момент перемещения из снега в ледяную воду осуществить незаметно для тела. Бывает, правда, в районе лба появляется острая боль (очевидно, от резкого сужения сосудов), но не всегда и через минуту-другую это проходит. При сильном морозе никак не удается подготовить к охоте маску. Положено ополаскивать и тщательно протирать ее стекло, но вода на нем моментально замерзает и этот ледяной слой смыть или стереть не удается. Приходится надевать маску, через которую ничего не видно, и первые несколько минут, пока не растает лед на стекле, плавать вслепую.

    Из-за мороза намокший капроновый линь на ружье превращается в жесткую проволоку, может не хватить сил распрямить скрученный и в таком положении застывший капроновый пояс, без подогрева (у костра или остатками тепла в руках) не скрутить наконечник со стрелы, не извлечь стрелу из ружья. Если гидрокостюм по неосторожности порвется и под него хлынет ледяная вода – это уже совсем плохо. Впрочем, теперь мы научились ремонтировать и заклеивать пробоины в гидрокостюме в любых условиях.

    Но все эти трудности отступают и мгновенно забываются, лишь только первая щука, подняв со дна облако мути, удерет у вас из-под носа. При охоте на щук все решают доли секунды. Тут для успеха нужен собственный опыт, ибо самые детальные наставления скорого результата всё равно не дадут. Представьте, что быстрое течение принесло вас к пятнистой красавице, а вы:

    1 - вовсе не увидели замаскировавшуюся хищницу;
    2 - увидели, но поздно;
    3 - не успели развернуть на цель ружье;
    4 - выстрелили, но промазали и т.д. и т.п.

    Для успеха надо знать, куда и как смотреть, как при этом вращать головой, как держать ружье и куда оно изначально должно быть направлено, как и когда должен быть повернут четырехзубый наконечник стрелы, надо ли плыть по поверхности или слегка притопленным под водой.

    После удачного выстрела я тут же разворачиваюсь и, не торопясь, продвигаюсь на несколько метров теперь уже вверх по реке. За это время пересаживаю добычу со стрелы на кукан и перезаряжаю ружье. Затем вновь разворачиваюсь и продолжаю охоту опять вниз по течению. Без этого маневра течение вполне может принести меня с разряженным ружьем к другой щуке. Естественно, она будет больше той, которую только что подстрелил, так как под водой действует тот же "закон подлости", что и на суше.

    Некоторые охотники после удачного выстрела при небольшой глубине встают на дно. Это недопустимо, так как поднимающуюся при этом муть понесет течением именно на тот участок реки, где предстоит охотиться. Вам придется это мутное облако быстро обгонять либо ждать, когда оно рассеется или его унесет, либо мириться с резким ухудшением видимости, что непременно скажется на результатах охоты.

    Обычно вдоль берегов рек и речушек вьются тропинки. Это летом. Зимой же их нет и пройти даже 50 м по глубокому снегу – проблема. А если вы сплавились на километр? Ни по воде ни по сугробам не выйти к тому месту, откуда начинался сплав. Поэтому подводные охотники используют маленькую надувную лодку или герметичный мешок. Добравшись в самом удобном месте до реки, например, у шоссейного или пешеходного моста, переодеваются, а одежду и все остальное складывают в мешок, хорошенько его завязывают и цепляют на пятиметровом шнуре к поясу. Так он плывет вместе с охотником. Сплавная охота обычно продолжается от трех до пяти часов, и охотник за это время проплывает от двух до пяти километров. Как-то в феврале мы с другом плыли по реке Рузе весь световой день - восемь часов!

    Представьте себе такую картинку. С начала сплавной охоты прошло часа два, подводный охотник проплыл пару километров и решил передохнуть. Выбрался на берег, извлек из мешка термос, бутерброды, организовал костерок и сидит себе на складном стульчике, блаженствует. Кругом тишина, девственной чистоты снег, ни единого следочка среди одетых в белый ледяной наряд деревьев. А охотнику тепло и радостно. Тепло от доброго костра и сладкого горячего чая. Радостно от ощущения собственной силы, охотничьей удачи, необыкновенной красоты, окружающей его, и от сознания уникальности того занятия, которое он освоил, - зимней подводной охоты. Сказать кому - не поверят!


(с)Дом Рыбака - 2001