Веселая история о грустном
Федор Андрусенко


         Решил поведать эту историю про самую дешевую, простую в изготовлении, невзрачную, но крайне необходимую принадлежность для подводной охоты – про «заряжалку»  для гарпуна. Цель рассказа этой не самой веселой для меня истории одна – помочь избежать возможных неприятностей всем тем, кто решит погрузиться под воду с ружьем в надежде кого-нибудь там подстрелить (в смысле рыбу, а не купальщиков, конкурентов или водолазов).
         Подводной охотой я «заразился» несколько лет назад, до этого отдавая предпочтение спиннингу. Но стоило один раз понырять с ружьем, как все остальные варианты отдыха отпали – только под воду. А началось все, как и полагается, с покупки снаряжения, ибо без него рыбку под водой ловить крайне проблематично – больно уж она шустрая…
         Один коллега по работе оказался бывшим подводным охотником, который из-за приобретения «небольшого» животика перестал помещаться в свой гидрокостюм. Вот он то и подкинул мне телефон Брагина, и я, узнав что у него можно купить ружье, костюм и все остальное, вне себя от радости со скоростью близкой к скорости света (ну, по крайней мере, звука) ломонулся в клуб «Мурена». У Брагина мне «посчастливилось» купить по спекулятивной цене книгу по подводной охоте, «почти даром» пройти курсы подводных стрелков и получить удостоверение, которое теперь по его же «повелению» не является действительным и подлежит обмену у него же за «каких-то» 20 баксюков. Ну и конечно не приобрести одноименное клубу ружье системы Зелинского я не мог. На тот момент мне еще предлагали титановые ружья, по моему Андрея Лагутина, но цена в 250 зеленых меня сразу тормознула – тогда я еще не знал что съеду на охоте так серьезно.
         В общем первым шагом в моей истории стала покупка пневматики «Мурена». Одним из его преимуществ Брагин называл коромыслообразный флажок на гарпуне, который позволяет производить зарядку без «заряжалки» - голой рукой. Тогда мне это очень понравилось. Но после нескольких охот, когда от восторга стал трубку заглатывать не целиком, а только до половины, обратил внимание на свою посиневшую руку. Пальчики от процесса заряжания гарпуна почему-то очень болели и в последствии по абсолютно не понятной причине синели. Вопрос о зарядке ружья, что называется, встал ребром и был решен на очередной охоте крайне простым и радикальным методом: из найденной деревяшки вырезал ножом очень даже симпатичную «заряжалку». После «голых» зарядок, когда моим пальчикам приходилось бороться со всеми атмосферами ружья и побеждать их лишь ценой больших потерь, зарядка перестала быть проблемой – одно удовольствие и всего две калории энергозатрат.
         Проплавал я с этой «заряжалкой» больше года, когда ружье напомнило о своем происхождении…
         Приехал я понырять в район «Жовтня». Погода – супер. Прозрачность воды для середины июля – полный класс (тобишь если вытягиваешь руку с ружьем, наконечник все еще видно и даже чуть-чуть дальше!). Залез я, значит, в болото и начал заряжать ружье, однако вместо зарядки просмотрел физический опыт о выходе газов, находящихся под высоким давлением в замкнутом пространстве, через сопло (в его роли выступил ствол ружья) в водной среде. В общем, представление о движении торпед я теперь имею.
 Молча вылез на берег (если не считать идиоматических выражений) и, разобрав ружье, обнаружил, что накрылся спусковой механизм, а именно пружинка. Поняв, что исправить на месте я ничего не смогу и что охота на сегодня накрылась медным тазиком, залез в воду, чтобы хоть поплавать. Получил от этого дополнительное расстройство: на втором же нырке увидел в корягах двух щук, которые не только не уплывали, а наоборот - одна даже свою морду на меня повернула и, как мне со злости показалось, ехидно так заулыбалась. Будто знает, зараза, когда ты с «убивачкой», а когда просто фридайвингом занимаешься. Ничего лучшего кроме как показать ей фигуру из трех пальцев я не придумал.
 Вот с такими чувствами я вылез из воды и уехал домой. Впопыхах, конечно же, забыв на берегу свою неприметную «заряжалку».
         Однако обнаружилось это лишь при сборе снаряжения для поездки на море. Хотя проблемой это для меня не стало. Сбегал во двор, нашел подходящую палку и после пяти минут работы ножом получил новую «заряжалку».
        Море. Город Судак. Класс!!! Переступая через несметные полчища загорающих, пробираюсь со своим нехилым рюкзачком поближе к скалам. Вызываю искреннее веселье отдыхающих процессом заныривания в свой камуфлированный «Omer», которое, правда, быстро угасает при виде ружья и гарпуна – это вам не детский лепет. Захожу в воду и отплываю метров двести от берега – тут уже нет купальщиков, но зато в изобилии водятся водные мотоциклисты, норовящие использовать твою голову в качестве трамплина. В конце концов доплываю в довольно спокойную зону в смысле судоходства. Заряжаю ружье, вентилируюсь и ныряю…
        Буквально на третьем или четвертом погружении замечаю в стае зеленух, крутящихся у небольшого разлома скалы, фиолетового красавца горбыля – ради этой рыбы я сюда и приехал. Горбыль замечает меня и заплывает за скалу. Плавно двигаюсь за ним следом. Опустившись ближе ко дну, горбыль на какой-то момент замирает у входа в небольшую пещерку и делает роковую ошибку – подставляет под выстрел свой бок. Через мгновение я уже на поверхности, а на лине внизу ходит моя вожделенная мечта. Подтягиваю линь, насаживаю добычу на кукан, свинчиваю наконечник – при всем этом моя душа поет и плачет от радости: в прошлом году в районе хутора Марьино (недалеко от м.Тарханкута) я только наблюдал горбылей, но подстрелить так и не смог, а тут - первый день отпуска, практически в черте города, после первых же погружений и такой красавец кила на полтора.
        Вот с таким приподнятым настроением и грезами о неподъемном кукане я принялся заряжать свое ружье вновь… Дрожащими от радости руками надеваю «заряжалку» на наконечник и начинаю заряжать. Но, найденная во дворе деревяшка, из которой «родилась» моя новая «заряжалка», в момент, когда остается приложить последнее усилие для фиксации спускового механизма, лопается аккурат посередине…
        Несколько секунд с интересом рассматриваю гарпун, торчащий из моей правой ладони: наконечник вошел чуть ниже среднего пальца и, пройдя через две фаланги, уперся в третью. Успеваю отметить про себя, что трехгранная заточка наконечника очень классно режет не только рыбье мясо, но и мое. Становится не по себе от созерцания такой картины и я вытаскиваю гарпун из руки: в воду из раны вылетают какие-то белые ошметки (мама родная – это же мои косточки с суставчиками в измельченном виде). Самое интересное – абсолютно не чувствую боли. Раньше слышал про такое свойство морской воды, но лично столкнулся в первый (надеюсь и в последний) раз. Пытаюсь пошевелить пальцем – получается. Это успокаивает. Может кто сочтет меня совсем подорванным, но я плыву не к берегу, а продолжаю нырять – горбыли в моей голове занимают пока еще больше места, чем дырка в руке.
        Но ведь надо зарядить ружье. Конструкторская мысль в моей голове перебирает варианты: обломок «заряжалки» - НЕТ!!!, камень со дна – тоже может раскрошиться, и, о блага цивилизации, на дне замечаю алюминиевую банку из-под пива. Надеваю банку на гарпун до откинутого флажка и левой рукой кое-как заряжаю ружье (правой произвести необходимое усилие не удалось).
        Забираюсь все дальше от берега, на большие глубины, но кроме двух дайверов с ружьями никого живого не нахожу, но зато это полностью объясняет мне отсутствие не только рыбы, но даже рапанов с мидиями – эти «любители природы» провели полную зачистку акватории. Между тем замечаю, что силенки мои покидают мое бренное тело и постепенно нарастает ноющая боль в кисти «дырявой» руки. Появившееся головокружение и сочащаяся из раны кровь вынуждают таки повернуть к берегу, но даже при всем этом «абсолютно случайно» путь на берег пролегает через то место, где был подстрелен горбыль.
        Недалеко от этого «магнетического места» замечаю еще одного горбыля, заплывшего под каменную плиту. Ныряю за ним, заглядываю под здоровый плоский камень и вижу его в широкой низкой пещере, но стоящего очень далеко. Секунд десять неподвижно лежу, глядя на горбыля. Появляется желание вдохнуть, а горбыля что-то, может любопытство, толкает пойти на сближение со мной. Но сил оставаться под водой уже нет и я стреляю на удачу – в фас рыбе. Всплываю, и, о чудо, по натяжению линя чувствую, что таки попал! Причем, как оказалось, гарпун пробил горбыля прямо по середине в профиль: за мгновение полета стрелы рыба успела развернуться на 90 градусов – вот это реакция (а может просто печально известная шумность брагиновской «Мурены»). Сил насадить добычу на кукан уже нет, и я, изрядно обессиливший, с горбылем на лине, гребу к берегу.
        Судя по выразительно испуганному взгляду моей супруги, видон при выходе из воды у меня был не самый лучший. Я даже не сфотографировался с убиенными мною рыбами (теперь тщательно оберегаю жену, как единственного свидетеля моего успеха), а только рассматривал палец, который стал похож на вареную сардельку не первой свежести.
О том как я залечивал рану, как местные медики хотели осуществить «немедленное хирургическое вмешательство» рассказывать не стану. Скажу лишь что через три дня, когда немного спала опухоль и пропала острая боль в руке, я снова барахтался в море с забинтованной кистью и надетыми на нее резиновыми перчатками, примотанные к руке скотчем.
        Главное – ружье все равно надо было заряжать, а для этого нужна «заряжалка»… Сколько было потрачено сил на поиски, выкорчевывание, выпиливание и т.д. достойного куска дерева под палящим южным Солнцем описать не могу. Но древесина с необходимой жесткостью и стойкостью к водно-солнечным ваннам найдена таки была. Ей оказалась древесина миндального дерева. Не желая получить вторую пробоину в «клешне» я долбил подопытную деревяшку молотком, засовывал в дверные косяки, вымачивал в кипятке и затем высушивал, ковырял, долбил и проделывал еще черт знает что. Я ОЧЕНЬ не хотел иметь в «клешне» вторую дырку. Но еще БОЛЬШЕ я ХОТЕЛ охотиться, за этим занятием и прошел остаток моего отпуска на побережье Судака и Нового Света.
        К чему я все это. Да все к тому, что в подводной охоте нет мелочей – проверено лично! И по возвращению домой заказал себе «заряжалку» из металлической трубки – эта уже не подведет. А дыры в руках не к чему – очень аэродинамику и эргономичность нарушают? :-)

(с)Дом Рыбака - 2001