МАКРОСЪЕМКА ПОД ВОДОЙ
Олег Лисогор, журнал “Рыболов-Elite” №6/2000


        Мне давно хотелось заняться фотографированием мелких предметов, в частности рыбок и небольших водных животных. Для этой цели пришлось осваивать макросъемку.
        Энциклопедия определяет макросъемку как "фото- или киносъемку средних и мелких объектов или их деталей обычно в масштабах от 1:10 до 15:1". Масштабом будет являться соотношение размера изображения на пленке к настоящему размеру объекта. Например, если размер рыбки 8 см, а ее изображения на пленке - 2 см, то масштаб равен 1:4. При размере объекта 1 см и изображения - 2 см масштаб будет равен 2:1.
        Фотографировать относительно мелкие объекты можно даже обычным объективом. Так, моим объективом "Nikkor" 28-105 mm в режиме макро можно снимать в масштабе до 1:2. Для съемки с еще большим масштабом необходимы либо специальные приспособления, либо особый объектив, предназначенный для макросъемки.
        Существуют два вида приспособлений, с помощью которых можно заняться макросъемкой: удлинительные кольца и насадочные линзы. Оба позволяют снимать мелкие объекты, но тут следует учитывать, что под водой условия во много раз сложнее. И если, используя амфибийную камеру "Nikonos - V"в комплекте с удлинительными кольцами и специальной рамкой, показывающей границы резко изображенного пространства, еще можно снимать статичные объекты, то движущуюся рыбку - весьма и весьма затруднительно.
        Справедливости ради следует сказать об еще одном способе, позволяющем делать макросъемку без применения специальных приспособлений и макробъектива. Можно либо "перевернуть" объектив передней линзой к пленке с помощью переходника, либо к передней линзе длиннофокусного объектива прикрепить другой объектив так, чтобы они "смотрели" передними линзами друг на друга.
        Но громоздкость такой конструкции явно не позволила бы снимать под водой, поэтому понадобилось обзаводиться специальным объективом для макросъемки фирмы NIKON “Micro-Nikkor” 105 mm, который позволяет осуществлять съемку в масштабе до 1:1 и при этом пользоваться автофокусировкой. Конечно же, есть и другие хорошие фирмы, такие как CANON, MINOLTA и др., которые также выпускают макрообъективы. Но большинство серьезных изготовителей подводных боксов под современные зеркальные камеры ориентированы в основном на фирму NIKON, поэтому мой выбор был предопределен.
        Итак, у меня, наконец, появился полный комплект для макросъемки под водой: бокс из алюминиевого сплава японской фирмы SEA&SEA, предназначенный для использования с камерой "Nikon" F90X, стандартный порт с байонетным соединением, который крепится к передней части бокса и служит для размещения внутри объектива, специальное удлинительное кольцо, устанавливающееся между боксом и портом для использования более длинных, чем обычно, объективов, в частности и объектива "Mikro-Nikkor" 105 mm, вспышка SB-105 с ведущим числом 11 под водой, и, наконец, сам макрообъектив.
        Но, даже имея совершенное оборудование, я поначалу столкнулся с массой трудностей.
        В первую очередь при макросъемке следует иметь в виду такое явление, как чрезвычайно малая глубина резкости. На практике это приводит к тому, что резко получаются либо плоские, либо совсем маленькие объекты. Единственный выход здесь - в увеличении резко изображенного пространства, а значит, в уменьшении диафрагмы. Но даже при минимальной диафрагме 32 у моего объектива глубина резкости составляет всего несколько миллиметров. При этом, конечно же, возникают проблемы с освещением.
        Как известно, вода в 800 раз плотнее воздуха, и свет от вспышки до объекта съемки сильно поглощается, особенно в мутной воде. Чтобы минимизировать потери света, я использую длинную штангу, примерно 1 метр, и размещаю вспышку непосредственно над объектом съемки, буквально в 15-20 см. Многие рыбки, конечно же, пугаются, но если затаиться на дне, то можно надеяться, что они вернутся.
        Снимая ершей и пескарей, я удивлялся их храбрости и любопытству. Они смело подплывали к незваному гостю и продолжали искать корм. Щурята в этом отношении более флегматичны, они позволяют приближаться почти вплотную.
        Минимальная дистанция, с которой возможна съемка моим макрообъективом, составляет 31 см, - при этом масштаб составляет 1:1.
        Еще одна проблема, которую я разрешил со временем, заключалась в том, что многие рыбки имеют светлую чешую, которая на пленке неизбежно выглядела светлым пятном. Даже зеленые щурята давали блики. По совету друзей - подводных фотографов - я стал надевать на вспышку кусок обычного полиэтиленового пакета молочного цвета. В результате получалось мягкое освещение, практически не дающее бликов. Конечно же, при этом падало ведущее число вспышки, и нужно было дополнительно это учитывать при определении экспозиции. На практике я вручную устанавливал экспонометрическую поправку в -0,3 ступени и обычно этого было достаточно.
        Xотелось бы подробнее рассказать о режиме камеры, в котором осуществляется макросъемка. Хотя объектив "Mikro-Nikkor" 105 mm и имеет фирменную "никоновскую" технологию 3D-замера, при которой встроенный микропроцессор анализирует освещение вокруг объекта съемки и дает команду вспышке выдать необходимую "порцию" света, но вспышка SB-105 не поддерживает такую технологию. Поэтому съемка осуществляется с применением обычного TTL-замера.
        Во избежание ошибок, которые возможны при автоматическом определении экспозиции, я всегда снимаю в ручном (Manual) режиме. Выдержку устанавливаю тоже вручную, в зависимости от освещения это бывает 1/30 либо 1/60 секунды. В камере "Nikon" F90X есть возможность установить режим медленной (Slow) вспышки для лучшей проработки фона, при этом синхронизация вспышки происходит как при 1/30 секунды, не взирая на выдержку, установленную вручную.
        Большое значение при макросъемке имеет время суток, в которое она производится. Как показывает практика, лучше всего фотографировать между 11 и 14 часами, когда солнце находится максимально высоко и освещение в воде получается оптимальным. Неоднократно убеждался, как набегавшие облака так сильно воздействовали на освещение, что если я не поправлял экспозицию, то практически всегда получал затемненный кадр.
        Еще в начале своей практики подводного фотографа я выбрал слайдовую пленку "Fuji". Конечно же, я перепробовал другие пленки ("Kodak", "Agfa", "Konica"), но только "Fuji", с моей точки зрения, обеспечивает реальную передачу цвета под водой. При ярком солнце можно смело ставить пленку "Velvia", при изменчивом освещении я использую "Provia" или "Sensia".

(с)Дом Рыбака - 2001