ПОЗИРУЮТ ЩУЧКИ
Анатолий Суворов, журнал “Рыболов-Elite” №1/2001


        Теплое утро. Солнышко светит, птицы щебечут во всю мочь, но всех перекрывает треск камышовки, не смолкавший с вечера. Такое впечатление, что она вообще не спит. Зимой чаще всего вспоминаешь именно ее крик.
        Выскакиваю из палатки - и в воду. Плыву просто так, без всякой цели, наслаждаюсь подводными видами.

ВСТРЕЧИ С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ

        Под листом кувшинки вижу щуку. Она великолепно освещена. Обычно она таится среди водорослей или прижимается ко дну, увидеть ее целиком не удается и поэтому фотографировать трудно. А тут - прямо светится под солнцем, стоит открыто, видны мельчайшие прожилки на плавниках. Такой кадр, а я без фотобокса!
        Соображаю, что делать. Стал медленно пятиться, чтобы не спугнуть. Руками двигать нельзя, поворачиваться нельзя. Кое-как отплываю, возвращаюсь на берег, хватаю камеру и назад. И что же? Щука стоит на том же самом месте. Вот умница!
        Хозяйка подводного царства отличается от других рыб смелостью, любопытством, хитростью. Встречи с человеком сказываются на характере этих пятнистых красавиц. По их поведению можно определить, бывали здесь подводные охотники или нет. Если это случилось недавно, они не слишком доверчивы, близко не подпускают. Ум у них короток: в середине лета, пуганые, сразу срываются с места, едва увидев пловца, но в следующую весну опять ведут себя беспечно - за зиму опыт забывается.
        Щука - известная засадчица. В отличие от других хищников обычно не гонится за своей добычей, а спокойно ждет, когда жертва сама приблизится на расстояние броска, который совершается с быстротой молнии.
        Человеческий глаз не успевает заметить, самого броска, момента поимки добычи. Вот только что здесь спокойно стояла щука, а мгновение спустя она уже медленно плывет с трепещущей жертвой в зубах. Ею чаще всего оказывается раненая или больная рыбка, которую щука определяет безошибочно. Нормальную здоровую рыбу поймать, очевидно, труднее. Вот почему хищницу нередко можно увидеть стоящей в окружении проплывающей мелюзги: рыбки не боятся, а щука стоит спокойно, выжидая легкой добычи.
        Впрочем, искусство маскировки у хозяйки здешних вод не всегда на высоте. Днем на открытой воде она долго не задерживается и близко не подпустит, но стоит рядом оказаться травинке, как она уже стоит спокойно, можно к ней приближаться - она и не шелохнется, считает себя замаскированной. Если же нет травы, щука ляжет на дно.
        Когда пловец приближается, у застывшей неподвижно рыбы начинают трепетать грудные плавники - верный признак того, что она тревожится, а в случае опасности включается хвостовой плавник, и щука величественно и спокойно удаляется или срывается в мгновение ока, если подводник не осторожен.
        У меня такое впечатление, что взгляд человека имеет для хищницы какую-то силу. Можно, не заметив ее, проплыть мимо на расстоянии полутора метров, и она будет стоять, не шелохнувшись. Если увидишь щуку издалека (она-то давным-давно тебя уже увидела) и, чтобы не потерять из виду, начнешь медленно приближаться не сводя с нее глаз, она остается на месте, пока не отведешь взгляд. Чуть отвел глаза в сторону, и ее уже нет - исчезла, как и не бывало.

НА “СЪЕМОЧНЫХ ПЛОШАДКАХ”

        Люблю наши челябинские озера. Их очень много, есть очень чистые и прозрачные. Но, к сожалению, катастрофически уменьшается количество рыбы. Главная беда – хищнический, бесконтрольный лов неводами и сетями. Еще несколько лет назад под водой можно было увидеть такую картину: стоит высокий куст рдеста, а на нем гирляндой, как на новогодней елке, висят 3-4 щуки. К сожалению, такое уже не встречается.
        В более или менее глухих местах можно еще найти непугливых щук, понаблюдать за их поведением, привычками, поснимать фотокамерой.
        Поражают своей доверчивостью щурята в полосатом детском наряде: их можно ловить руками. Как-то хотел сфотографировать щуренка, но он начал играть в прятки, и поймать его в видоискатель не удалось.
        Однажды, проплывая привычным маршрутом в поисках объекта для съемки, заметил, как впереди в камышах что-то шевельнулось. Осторожно приблизившись, увидел небольшую щучку, которая висела вертикально головой вниз, прижавшись к стволу кувшинки. Если бы она эту стойку приняла немного раньше, то ни за что бы ее не заметил.
        Удобно фотографировать щук в заливчике, прижав их к берегу. На мелководье обычно травка красивая, фон для съемок подходящий. Конечно, если плывешь шумно, рыба - шмыг в кусты или мимо промчится, только ее и видели. Но если действуешь осторожно, то она не пугается и терпеливо позирует.
        Но однажды попалась очень норовистая особа. Тихонько подплывая, я старательно прижимал ее к травке. Пока до мели было далеко, она спокойно смещалась в нужном направлении, но, почуяв близость берега, решила увернуться от съемок и уйти. Так и сбежала, не захотела запечатлеть себя для вечности.
        Около Челябинска есть прелестное озеро - Малый Сунукуль - лесное, небольшое, быстро прогреваемое, благодаря прозрачности воды ставшее одной из главных моих съемочных площадок. Здесь я по весне снимал щук, приплывавших на мелководье в камыши чиститься после нереста от прилипшей слизи, икры и молок.
        Щук можно назвать пастухами рыб. Если в каком-либо месте нет рыбьей мелочи, то вряд ли встретишь здесь щуку, и, наоборот, если мелькают окуньки, чебачки, то ищи здесь пятнистых надзирателей.
        Когда плаваешь подолгу в одних и тех же местах, то "протаптываешь" подводные тропы. Уже знаешь, где, какие обитатели встречаются, поэтому можно целенаправленно отправиться на съемки или на подводную охоту.
        У меня был даже друг карась, величиной этак с полкило. Встречался он мне в одном и том же месте. Завидев меня, этот красавец появляется рядом и сопровождал меня во время подводной прогулки. Я его не прикармливал, не приваживал. Скорее всего, ему нравилось копаться в мути, поднятой моими ластами. Я и фотокарточку его храню. Так продолжалось года три, а потом он исчез: то ли в сеть попался, то ли удильщику на уху.
        На этих подводных тропах, конечно, попадаются и щуки, обычно в одних и тех же местах. Но бывает время, когда их встречаешь десятками. Это время нереста чебаков.
        Чебаки нерестятся в разных местах: мелкие - прямо у кромки воды, в камышах, под травой, прибитой к берегу; крупные - поглубже, среди рдеста и другой растительности. Не замечал, чтобы щуки охотились за чебаками на мелководье, а вот на глубоких местах жирующих на чебаках хищниц встречал немало. Проплывая над травяными зарослями, не раз видел черные спины зубастых разбойниц, которые подстерегали беспечных в это время рыбешек. Кончился нерест - и скопление щук рассредоточилось, теперь встретишь только одиночные экземпляры, по большей части к концу дня, когда они выходят на вечернюю трапезу...


(с)Дом Рыбака - 2001